Почему ребенок ничего не хочет

Здравствуйте, друзья, на связи психолог Елена Елизарова. И сегодня мы вновь затронем такую болезненную для многих взрослых тему — воспитание детей.

Казалось бы, почему болезненную? Мы умиляемся, глядя на детей, когда они спят, мы гордимся их достижениями, когда она выигрывают очередной кубок на соревнованиях и занимают первые места на олимпиадах, мы даем им все самое лучшее — даже то, чего лишены их сверстники, и уж, конечно, то, чего были лишены в детстве мы сами. И точно знаем, что их ожидает светлое будущее.

Наши дети не знают отказа ни в чем — кажется, что это самое великое наше достижение

 Наши дети не знают отказа ни в чем — кажется, что это самое великое наше достижение 

Мы из кожи вон лезем, обеспечивая их всем самым необходимым:

  • репетиторами с огромным опытом работы, высшим образованием, кипой рекомендаций и минимумом свободного времени (теми самыми, которых трудно найти и к которым практически невозможно попасть);
  • кружками и секциями для всестороннего развития;
  • умными гаджетами, развивающими играми и всеми новомодными игрушками, которые мелькают в рекламе по телевизору;
  • стильной одеждой и аксессуарами;
  • вкусной едой — обычно здоровой, но если ребенку хочется бургер, то почему бы и нет...

Мы даем им все, чего их (или наша?) душа пожелает — и мы же бесконечно удивляемся, когда ребенок вдруг начинает отклонять эти «божественные» дары. А ведь со стороны, с нашей позиции, это выглядит действительно более чем странно: малышу нет еще семи лет, а он уже прекрасно владеет английским, имеет желтый пояс по карате, обладает навыками скорочтения и редко допускает ошибки при письме, но почему-то по совершенно необъяснимым причинам не хочет идти в школу.

Как же так? Ведь понятно, что на уроках он не знал бы себе равных, был бы круглым отличником и не давал бы спуску малолетним хулиганам. Разве это не лучшая мотивация?

В школе ребенка ждет много открытий и новых друзей. Почему же он не хочет в нее ходить?

В школе ребенка ждет много открытий и новых друзей. Почему же он не хочет в нее ходить?

Дальше — больше. Он начинает отказываться ходить на любимую спортивную секцию, вы с круглыми глазами читаете сообщение тренера, что ваш ребенок опять пропустил тренировку. Как это пропустил? Вы же сами проводили его практически до порога спортивного комплекса!

Он с неохотой выполняет домашние задания, вам буквально с боем приходится заставлять его читать заданную главу из книги, решать простейшие уравнения. И что самое странное, не помогают никакие поощрения типа воскресного похода в аквапарк. Как же так? Ведь еще до школы ребенок мог решить любую задачку буквально по щелчку пальцев, почему же теперь занятия даются ему с таким трудом?

А дальше — еще больше. Вы вместе преодолели школу через все эти «не хочу», «не могу» и «не буду». Вы выбрали престижный вуз, и ваш ребенок поступил в него, пусть и с горем пополам. Самое страшное уже позади, осталось лишь закончить его — желательно с красным дипломом — и с гордо поднятой головой вступить во взрослую жизнь.

Да, ваш подросток иногда пропускает первую лекцию: ничего не поделаешь, проспал, всю ночь выполнял практические задания. Да, он недоумевает, зачем ему преподают тот или иной предмет: ничего, постепенно втянется, еще и понравится! И да — в конце первого курса вы с горечью узнаете о том, что он уже на пороге отчисления.

С первых детских шагов мы, по сути, готовим ребенка к поступлению в вуз — почему же он проваливает экзамены?

С первых детских шагов мы, по сути, готовим ребенка к поступлению в вуз — почему же он проваливает экзамены?

Так что же это такое? Капризы, неблагодарность, неумение видеть на несколько ходов вперед? Почему ваш ребенок уже с девяти лет начинает вести себя так, будто он уставший от жизни старец, который все повидал и которому ничего уже больше не хочется, кроме как полежать на диване или поиграть в компьютерные игры?

Давайте разбираться, как правильно воспитывать детей, чтобы они действительно хотели учиться.

Куда уходит детство...

Давайте откатим время лет на 30—40 назад и вспомним, чем мы сами занимались в детстве, как оно проходило? У нас не было айфонов, зато мы часами гуляли во дворе, играли с соседскими девчонками и мальчишками в вышибалы, пионербол, скакалочку и классики. Мы собирали металлолом и макулатуру, чтобы сдать их в приемный пункт и на вырученные деньги купить себе шипучку или ватрушку. Мы ходили в библиотеки и запоем читали книги, погружаясь в волшебные миры, сопереживая героям и мечтая хоть раз оказаться за тридевять земель в том самом тридевятом царстве. 

Мы испытывали дефицит буквально во всем: в общении с родителями, в модной одежде, в игрушках, сладостях. Но тем не менее, разве мы не с ностальгией вспоминаем те годы, словно отдельную жизнь? Разве нам не хочется вновь вернуться в беззаботное, полное игр, увлечений и мечтаний детство?

В нашем детстве мы сражались не с героями компьютерных игр, а с реальным злодеем — крапивой

В нашем детстве мы сражались не с героями компьютерных игр, а с реальным злодеем — крапивой

А теперь я сделаю для вас небольшое открытие: именно дефицит побуждал нас строить планы на будущее и достигать поставленных целей. Перед нами было открыто столько дорог, что глаза разбегались: при каждой школе были кружки, в которые хотелось ходить, чтобы узнать для себя что-то новое, приобрести какие-то навыки. В последних классах школы перед нами стоял сложный выбор — пойти в гуманитарный или технический вуз. Согласитесь, многим хотелось попасть одновременно и в тот, и в другой (возможно, именно поэтому у многих взрослых сейчас по 2—3 высших образования).

А в чем испытывают дефицит ваши дети? Да и испытывают ли они его вообще? Вы на блюдечке преподносите им абсолютно все. Так какой у них стимул чего-то достигать, если у них и так уже все есть? Но это лишь часть проблемы, на самом деле она куда как более обширна.

Бесконечно пичкая ребенка развивающими занятиями, вы отнимаете у него детство. По большому счету, вы даете ему готовые шаблоны, лишая его самого важного, что есть в этом возрасте, — возможности постигать мир через игру. Давайте остановимся на том, что ребенок — это не робот и не компьютер, его нельзя просто так взять и запрограммировать. Бесконечно таская его по репетиторам и секциям, вы лишаете его детства, потому что у него не остается ни физических, ни моральных сил поиграть после всех этих бесконечных занятий.

Да, вы действуете из лучших побуждений, но вспомните крылатое выражение: благими намерениями выложена дорога в ад. В результате ваш ребенок в лучшем случае вырастет инфантильной личностью, в худшем — сядет вам на шею.

Если ребенок не контактирует со сверстниками, то он лишается возможности примерять на себя разные социальные роли

Если ребенок не контактирует со сверстниками, то он лишается возможности примерять на себя разные социальные роли

Не удивлюсь, если, давая все своему ребенку, вы сами находитесь на грани отчаяния: вы продолжаете, как и в детстве, испытывать в чем-то дефицит — в свободном времени, отдыхе, личных отношениях.

Вы продолжаете периодически испытывать кризис в разных сферах своей жизни и героически преодолеваете эти ситуации день за днем. Но при этом забываете, что, лишая кризисных моментов своего ребенка, вы таким образом не защищаете его от всех грядущих бед, а, напротив, погружаете в придуманный вами для него безопасный мир.

Рано или поздно выстроенные вами стены рухнут, и ваш взрослый малыш окажется перед фактом: на самом деле мир бывает груб и суров, но навыков сражения с ним, преодоления реальных трудностей у ребенка не будет. И вот уже перед вами взрослый человек с заниженной самооценкой и неумением строить отношения с противоположным полом и вообще чего-то добиваться собственными силами.  

Что делать родителям, чьи дети ничего не хотят?

Если ваш ребенок ничего не хочет, значит, необходимо срочно что-то предпринимать. Как вариант, вы можете обратиться за консультацией к психологу, если действительно растеряны и не понимаете, как вам изменить жизнь вашей семьи, чтобы она вышла из накатанной колеи.

Однако прежде все же попробуйте сделать самостоятельно несколько шагов:

  1. Начните уважать личную жизнь своего ребенка. Избавтесь от гиперопеки и тотального пошагового контроля. Перестаньте проверять его карманы и читать личные сообщения, заглядывать через плечо, буквально подглядывать за ним в замочную скважину. И, конечно же, провожать и встречать его со школы, если только он не ученик начальных классов. Научитесь ему доверять. 
  2. Всегда интересуйтесь его мнением и его желаниями. Хочет ли он посещать бассейн или футбол. Ходить на карате или на танцы. Общаться с благовоспитанным Мишей со второго этажа или с чумазыми ребятишками во дворе. Если вы в детстве мечтали стать балериной, но у вас не оказалось такой возможности, это не означает, что ваша дочь обязана реализовать ваши несбывшиеся мечты. У нее свой путь, свои таланты, свое видение будущего. 
  3. Создайте дефицит. Да, это может прозвучать странно и неожиданно, но именно дефицит вещей, занятий или общения побудит его начать интересоваться внешним миром (а что находится там, за розовым стеклом?). Именно дефицит расшевелит его и даст возможность наконец задать самому себе вопрос: «А чего же я хочу на самом деле?». 

Под конец приведу вам историю из жизни моей знакомой. Когда ее ребенок пошел в первый класс, он делал это с радостью, а на выходных огорчался, что придется ждать до понедельника. Одна из мамочек его одноклассника подошла к моей подруге с вопросом: «Как вам это удается? А вот мой Дима наотрез отказывается ходить в школу, каждое утро — в слезы. А ведь я занимаюсь с ним после уроков, заставляю в прописях писать, примеры решать... Но он всякий раз заявляет, что очень устал и ничего не хочет, лишь бы в планшет поиграть, а вчера так и вообще заснул на уроке!»

Наверное, вы уже догадываетесь, что она услышала в ответ: «Просто я не заставляю его ходить в школу». А вообще, это довольно распространенное сегодня явление: первоклассники отказываются ходить в школу, делают это с большой неохотой, тем более если до этого в течение года посещали подготовительные занятия.

Чтобы привить ребенку любовь к знаниям, сперва необходимо создать дефицит этих знаний

Чтобы привить ребенку любовь к знаниям, сперва необходимо создать дефицит этих знаний

Не душите ребенка своей любовью и не заставляйте его проживать вашу «идеальную» жизнь. Помните гениальную фразу Карла Густава Юнга: «Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребенка, — это непрожитая жизнь его родителей».

И даже если в детстве вы успешно занимались плаванием и точно знаете, что такие физические занятия пойдут вашему ребенку на пользу (тут и не поспоришь), не торопитесь отводить его в бассейн. Возможно, он мечтает научиться игре на скрипке или гитаре либо его кумир — Винсент Ван Гог или Микеланджело и в будущем ему предстоит стать великим композитором, живописцем или скульптором.

Выращивая дерево, не заслоняйте ему солнце своей тенью и не оберегайте его от ливня. Иначе вместо раскидистой кроны и сладких плодов вы получите приземистый кустарник.

ЗАЯВКА НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Заполните форму ниже, чтобы оформить заявку. Я свяжусь с вами и согласую удобное время для встречи.

Ваша заявка отправлена

Спасибо за доверие! Обычно я выхожу на связь в течении часа. Если я не отвечу в течении суток, то прошу написать/позвонить по телефону +7 (985) 945 31 38.

{{errorMessage}}. В случае техническиой ошибки отправьте вашу заявку в Telegram или WhatsApp по телефону +7 (985) 945 31 38.