Психологические тесты
Психологические тесты
Метафорические карты
Метафорические карты
Статьи по психологии
Статьи по психологии
Консультация психолога
Консультация психолога

Коллективной вины не существует

Друзья, очень рекомендую к прочтению текст ниже. Это речь Виктора Франкла, известного австрийского психиатра, психолога, философа и невролога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря, на собрании в 50-ю годовщину аннексии Австрии Германией (1938-1988). 

Виктор Франкл прожил долгую жизнь (92 года), создал новое направление в психологии "логотерапия" (буквально: исцеление смыслом). Его книга "Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере" к моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году  была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров!

Я очень ценю вклад Виктора Франкла в психологию и использую его идею нахождения смысла в трудных жизненных ситуациях для решения своих проблем и проблем клиентов. Предлагаю и вам оценить глубокие слова известного мыслителя.

Господин Мэр, уважаемые жители Вены,

Надеюсь вы меня поймете, если сейчас, в этот час поминовения, я попрошу вас вместе со мной вспомнить моего отца, который погиб в концлагере Терезин [под Прагой], моего брата, который умер в Освенциме, мою мать, которая умерла там же в газовой камере, и мою первую жену, которая в молодом возрасте погибла в концлагере Берген Бельзен.

Я, однако, прошу вас не ожидать от меня слов ненависти.

Кого мне ненавидеть? Я знал только жертв, я не знал агрессоров; во всяком случае, не знал их лично, а обвинение кого-то не лично, а коллективно для меня категорически неприемлемо.

Коллективной вины не существует!

И поверьте мне, я говорю это не только сегодня, я говорил это с первого дня, когда освободился из своего последнего концлагеря. Я уверен, что коллективно обвинять жителей Австрии, которым сегодня от 0 до 50 лет, - это преступление и сумасшествие. Или, если говорить в психиатрических терминах, это было бы преступлением, если бы это не было сумасшествием, и к тому же рецидивом социалистической идеологии “групповой вины” [нем. - Sippenhaftung].

Хорошо бы донести это до тех, кто уверен, что у них есть право призывать кого-то испытывать вину или даже стыд не за то, что человек делал (или не делал) САМ, но за то, что лежит на совести его родителей или даже их родителей.

Я уверен, что жертвы прошлых коллективных преследований в первую очередь должны со мной согласиться, и они согласятся, если в их намерения, конечно, не входит отправить сегодняшнюю молодежь прямиком в руки старых нацистов или неонацистов.

Позвольте мне на мгновение вернуться в момент своего освобождения. Я вернулся в Вену с первым транспортом, нелегальным способом: мы втиснулись в грузовик вместе с несколькими венцами включая Розу Йохманн [участница движения сопротивления] и 15 августа 1945 года вернулись в город. С тех пор я 63 раза был в Америке по приглашению университетов и т.д. И каждый из этих 63 раз я возвращался в Австрию. Не потому, что австрийцы меня как-то особенно любили, а потому что я любил Австрию, а любовь, как мы знаем, не всегда бывает взаимной. Когда я был в Америке, меня спрашивали: “Скажите, доктор Франкл, почему вы не приехали к нам до войны?”. Мой ответ был таков. Я объяснял, как мне несколько лет пришлось ждать иммиграционную визу в Америку. И что когда её наконец одобрили, было уже слишком поздно. Потому что я не смог себя заставить бросить своих престарелых родителей и оставить их посреди войны на волю судьбы при нацистском режиме. Я предпочел разделить их судьбу.

Тогда меня спрашивали: “Хорошо, но почему вы не приехали в Америку сразу после войны? Почему вернулись в Вену? Разве венцы недостаточно [плохого] сделали вам и вашей семье?”. Тогда я им отвечал: “Понимаете, в Вене была, например, католическая баронесса, которая, кстати, нашла и поддерживала великого поэта из рабочего класса Альфонса Петцольда. Так вот, она укрывала в своей квартире мою двоюродную сестру всю войну и этим спасла ей жизнь. И пример с другой стороны: в Вене был адвокат-социалист, который, рискуя жизнью, приносил мне продукты при любой возможности. Знаете, кто это был? Бруно Питтерманн. И тогда я спрашивал американцев: “Скажите, почему я не должен был возвращаться в Вену, в которой были ТАКИЕ люди?”. Я знаю, что вы сейчас говорите себе или скажете мне при встрече: господин Франкл, давайте будем честны, это всего лишь исключение из правил. В большинстве своем все люди - оппортунисты. Они должны были противостоять. И я с вами согласен. Но, пожалуйста, примите во внимание одну вещь: сопротивление всегда предполагает героизм. А героизм, в моём понимании, человек может требовать только от одного человека - от себя самого.

И те, кто скажут, что человек должен был отдать предпочтение заключению, а не договариваться с нацистами, тоже абсолютно правы. Но это имеет право говорить только тот человек, который своим примером докажет, что он предпочитает концлагерь предательству себя и своих убеждений.

Современное молодое поколение меньше всего в состоянии понять, как в те времена люди должны были бояться за свою свободу и жизнь, за судьбу своих семей, за которые они несли ответственность. Это нужно принимать во внимание. Но поэтому ещё больше мы должны восхищаться теми, кто перед лицом смертельной опасности имел мужество присоединиться к движению сопротивления, кто заплатил своими жизнями, как мой лучший друг тех времён Хуберт Гцур, которого обвинили в “развале вооруженных сил” и приговорили к смертной казни.

Дамы и господа, националсоциализм воспитал расовое безумие. И если позволите, я вам скажу, что думаю об этом: в реальности существует только две человеческих “расы”. “Раса” порядочных людей и раса непристойных людей, и эта “расовая сегрегация” проходит через все народы. А внутри каждой нации - через все партии и различные группы. Даже в концлагерях, даже среди эсэсовцев, время от времени попадались полупорядочные люди. Так же и с другой стороны, среди соратников вам могут попадаться негодяи.

Опасность же поджидает в несколько другом месте: порядочные люди находятся в меньшинстве, всегда находились в меньшинстве, и думаю, так и будет в будущем. Но опасность возникает тогда, когда режим или политическая система возвышает непорядочных людей, или, другими словами, позволяет негативной верхушке нации осуществлять контроль. Это настоящая опасность. И ни одна нация априори не застрахована от этой угрозы. Поэтому осмелюсь сказать, что, в принципе, любой народ может совершить Холокост.

Какие политические выводы можно сделать из вышесказанного? Я считаю, существуют только два стиля политического руководства, или, лучше сказать, два типа политических лидеров. Есть те, которые уверены, что цель оправдывает любые средства, в том числе террористические. Другой же тип политиков осознаёт, что есть средства, которые оскверняют даже самую священную цель. Я уверен, что именно этот [второй] тип политиков сможет расслышать голос разума сквозь шум марша и услышать требования текущего дня, или скорее, требования этого памятного дня. Это [требование] может быть только одним: чтобы все, кем движут благие намерения, наконец-то протянули друг другу руки через все могилы и траншеи.

Благодарю вас.

____

Перевод - Надежда Ковалевская (2022).

Перевод сделан с английского текста. Сверен с немецкой речью Виктора Франкла из оригинального видео этого выступления.

 

Телеграм
Присоединяйтесь к моему Телеграм-каналу. Там много интересного и полезного!

Популярное на сайте

Как пережить развод
Как пережить развод
Как найти выход из безвыходной ситуации
Как найти выход из безвыходной ситуации
Как пережить измену
Как пережить измену
Как решиться на развод / расставание
Как решиться на развод / расставание

Рекомендации по теме

Кто такие психопаты и что такое психопатия: в фильмах и в жизни
Кто такие психопаты и что такое психопатия: в фильмах и в жизни
Токсичные люди, токсичные отношения: как распознать и что следует предпринять
Токсичные люди, токсичные отношения: как распознать и что следует предпринять
Психосоматика: почему, когда болит душа, болеет тело
Психосоматика: почему, когда болит душа, болеет тело
Что такое буллинг в школе: почему одни дети травят других и как с этим бороться
Что такое буллинг в школе: почему одни дети травят других и как с этим бороться
Не могу принять и полюбить себя: откуда возникает нелюбовь к самому себе и как с ней справиться
Не могу принять и полюбить себя: откуда возникает нелюбовь к самому себе и как с ней справиться
Негативные эмоции: враги или союзники?
Негативные эмоции: враги или союзники?

ЗАЯВКА НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

Заполните форму ниже, чтобы оформить заявку. Я свяжусь с вами и согласую удобное время для встречи.

Ваша заявка отправлена

Спасибо за доверие! Обычно я выхожу на связь в течении часа. Если я не отвечу в течении суток, то прошу написать/позвонить по телефону +7 (985) 945 31 38.

{{errorMessage}}. В случае техническиой ошибки отправьте вашу заявку в Telegram или WhatsApp по телефону +7 (985) 945 31 38.